Группа в общем смысле – это некоторая
совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения того, что их объединяет.
С этой позиции группой можно назвать
и всех женщин мира, и встретившихся случайно на улице старых приятелей, и очередь,
и всех, кто находится в данный момент в зеленых футболках 48 размера, и т.д.
При этом группа, представляющая собой, например, классный коллектив, будет
называться реальной (т.к. она реально существует), а группа всех любителей
чесать левую пятку во время дождя под музыку из кинофильма «Веселые ребята» -
условной, поскольку она выделяется лишь по какому-то фактору, и невозможно
оценить, сколько в ней представителей, все они никогда не встретятся друг с
другом.
Реальные группы делятся на большие и
малые. Четких количественных критериев для такого деления нет, но можно
сказать, что если члены группы знают друг друга, постоянно общаются в каких-то
ситуациях, находятся в определенных взаимоотношениях, то эта группа – малая.
Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой
объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном
общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений,
групповых норм и групповых процессов. Так, например, весь наш лагерь – большая
реальная группа, а отдельный отряд – малая.
Также реальные группы делят на устойчивые и ситуативные, организованные и
стихийные (например, очередь, зрители на концерте или стадионе и т.п.),
контактные и неконтактные.
Кроме того, группа может быть
формальной или неформальной. В первом случае она живет по фиксированным
официальным законам, чаще всего имеет официальное руководство и правила входа-выхода. Например, любой
школьный класс включен в официальную структуру школы, для него действуют
официальные законы, в него не может попасть любой желающий человек с улицы и
просто по собственномужеланию его невозможно покинуть. В то же время дружеская
компания ребят не скована такими условностями. Группы, организованные на
добровольных началах с более-менее открытым входом-выходом, но живущие по
некоторым официальным правилам и условиям называются формализованными.
Некоторые группы являются свободными,
другие имеют обязательный характер. Так, появившись на свет, мы не выбирали
семью, этническую группу или нацию, другие группы, куда вступают по желанию:
спортивный клуб, культурные общества или социальное объединение.
Малые группы могут быть подразделены
на две разновидности: формирующиеся группы, уже выделившиеся как общность, но
еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и
коллективы, т.е. группы более высокого уровня развития, сплоченности.
Качества группы:
Сплоченность – мера единства, слитности, общности членов группы
друг с другом; Микроклимат – определяет самочувствие каждой личности в группе,
ее удовлетворенность группой, комфортность нахождения в ней;
Степень принятия членами группы групповых законов, эталонов
поведения;
Лидерство - степень ведущего влияния тех или иных членов
группы на группу в целом в направлении осуществления групповых задач;
Внутригрупповая активность - мера активизации групповой
составляющих ее личностей;
Межгрупповая активность - степень влияния данной группы на
другие группы;
Направленность группы - социальная ценность принятых ею
целей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и групповых норм;
Организованность - реальная способность группы к самоуправлению;
Эмоциональность - межличностные связи эмоционального характера,
преобладающей эмоциональный настрой группы;
Взаимопонимание, нахождение общего языка;
Способность группы противостоять трудностям и препятствиям,
ее надежность в экстремальных ситуациях;
Группа удовлетворяет базовые
потребности ее членов:
Потребность
в безопасности. Объединяясь в группы, индивид может уменьшить чувства опасности и
тревоги, которые испытывает одинокий человек. В группе он чувствует себя
сильнее, испытывает меньше сомнений и в большей степени способен противостоять
внешним угрозам. Это чувство беззащитности особенно остро ощущает человек,
только что покинувший прежнюю группу или вошедший в новую.
И вполне очевидно, что большинство людей
предпочитает жить в группе, чем стоять особняком. Замечено, что в организациях,
где менеджмент создает для служащих обстановку повышенной нестабильности и
беззащитности, наиболее активно происходит сплочение служащих в профессиональные
союзы и неформальные объединения.
Потребности
в самоуважении. «Я горжусь тем, что являюсь сотрудником Российской академии наук», —
может оптимистично заявить молодой ученый, вчерашний выпускник университета.
Принадлежность к престижной, преуспевающей или известной организации бросает
отблеск исключительности или успешности и на ее работников. Членство в одной
или нескольких группах помогает почувствовать себя более значимым. Индивид
чувствует себя польщенным, если принят в какую-либо престижную группу,
например, элитарный клуб. Избрание в Государственную думу или назначение
вице-премьером правительства способно удовлетворить даже самую острую
потребность индивида в самооценке и статусе.
Потребности
в общении. «Теперь мы совершенно независимы в финансовом отношении!» —
восклицает жена удачливого коммерсанта. «…Но, пожалуй, я не уйду со своей
работы; мне действительно нравятся люди, с которыми я тружусь». Подобное
желание продолжать работу явно не из-за денег, по-видимому, свидетельствует о
том, что рабочая группа во многом удовлетворяет социальные потребности индивида.
Люди нуждаются в регулярных и стабильных взаимодействиях, и для большинства
общение на работе является основным источником удовлетворения потребности в
общении.
Потребность
во власти. Объединенная единой целью, единым желанием, группа может стать реальным
источником власти. То, чего человек не может достичь индивидуально, порой становится
возможным посредством групповых действий. Для индивидов с сильной потребностью
во власти группа может стать источником власти даже в отсутствии формальной
должности в организации. Неформальные лидеры порой с не меньшим успехом, чем
признанные, могут требовать от членов группы выполнения своих указаний. Таким
образом, членство в группе может открывать индивиду путь к власти над другими
людьми.
Потребности
достижения. Существует множество задач, которые затруднительно, а порой
невозможно выполнить отдельному человеку. Очень часто такие задачи требуют
разных способностей, навыков и знаний. В таких случаях только объединение в
группу поможет индивиду достичь желаемого результата.
Все
потребности, которыми руководствуется человек в любой деятельности, в том
числе, вступая в какую-либо группу можно условно разделить на три группы, что
отражено в тесте «Направленность личности» (смотри «Тетрадь для индивидуальных
тестовых заданий»). С помощью этой методики можно определить следующие
направленности:
1. Направленность на себя (Я) – ориентация на прямое вознаграждение, потребность в
достижении высокого положения в обществе, в группе, властность, стремление к
лидерству, к тому, чтобы заметили и оценили твои успехи, склонность к
соперничеству. В школе такие люди стремятся быть первыми, если это не
получается в учебе, ищут другую сферу деятельности, в команде чаще всего
претендуют на лидерство, для них очень важно, чтобы было зафиксировано, что
именно они ответили на тот или иной вопрос, чтобы их отметили, поощрили. Если
этот показатель сильно превышает остальные, можно предположить, что человек
агрессивен в достижении этих потребностей или, наоборот никак не может
реализовать их, и испытывает серьезное беспокойство по этому поводу.
2. Направленность на общение (0) – Стремление при любых условиях
поддержать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто
в ущерб выполнению конкретных заданий, ориентация на то, чтобы нравиться
группе, зависимость от нее, потребность в привязанности и эмоциональных
отношениях с людьми. В школе это человек, который в первую очередь приходит на
занятия встретиться и пообщаться с друзьями, а учиться – дело, в лучшем случае,
второе. В команде для него на первом месте будут также сами отношения. Такой
человек обычно сильно переживает, если отношения портятся, играть с людьми, с
которыми неприятно общаться, ему будет тяжело.
3. Направленность на дело (Д) – заинтересованность в решении
деловых проблем, выполнить работу как можно лучше. В школе это человек, который
считает, что учеба – это важно, в команде – что главное – совместный
результат, а не собственные интересы или
возможность «потусоваться» вместе. Для него будет важна результативность команды.
И он будет требовать такого же отношения от остальных.
Размер группы.
Размер группы является
важным условием, от которого зависит групповое поведение. Так, например,
исследования показывают, что малые группы способны более быстро выполнять задачи,
чем большие. Однако если перед группой стоит проблемная ситуация, большие группы
справляются с ней лучше.
Говорить о конкретных
цифрах, определяющих размер группы, довольно сложно, однако некоторые
параметры отметить можно. Группы численностью от 12 и более человек являются
оптимальными для выполнения комплексных сложных задач. Так, если задачей группы
является поиск информации, большая группа будет значительно эффективней. С
другой стороны, группы с меньшим составом более эффективны в задачах по преобразованию
информации. Для выполнения оперативных задач наиболее эффективны группы,
состоящие примерно из 7+/–2 человек.
Одно из важнейших понятий в психологии - понятие о базовом значении
числа «7», не в его мистическом смысле, а в самом, что ни на есть, материальном
(если так можно сказать о понятии в психологии). Это количество одновременно
контролируемых контактов. Психологи считают их количество равным именно 7+/–2.
Если вспомнить спонтанно возникающие группки на каких-нибудь встречах,
концертах и тому подобное, то можно заметить, что слишком большие группы
(>10 человек) не собираются, а если случайно соберется больше, то они
немедленно распадутся либо от них отойдет несколько человек. Таким образом,
группа, занятая каким-нибудь делом и набравшая в процессе работы более 7+/–2
членов (это, разумеется, не точное число, все зависит от лидера, группы,
методов работы и тому подобного, но не очень отличается от 7), начинает
выстраивать иерархическую структуру, которая в обобщенном виде выглядит так:
В интеллектуальных играх аудиторию выделить сложно,
поскольку наш продукт не имеет выхода во внешний мир. Мы не делаем ничего
такого (ни положительного, ни отрицательного), что касалось бы других людей или
что они могли бы пощупать, ощутить. Именно поэтому быть в играх наблюдателем
неинтересно, люди либо становятся каким-то образом причастными к игре (хотя бы
в качестве ауры) либо отходят от движения знатоков.
Исследования влияния
размера группы привели также и к другим выводам:
1. Группы с нечетным количеством членов
предпочтительнее, чем группы с четным количеством. Нечетное количество членов
снижает вероятность дробления группы на пары.
2. Группы из 5 или 7 человек наиболее полно
сочетают в себе преимущества малой и большой групп. Такие группы достаточно
велики, чтобы сформировать устойчивое большинство, обладать разнообразными
навыками и, в то же время, достаточно компактны, чтобы избежать негативных
факторов, характерных для больших групп: доминирование нескольких членов,
образование подгрупп, игнорирование участия отдельных членов, чрезмерные
временные затраты на принятие решений.
Почему
же в нашем случае все-таки речь идет о шести игроках? Точного ответа на этот
вопрос я не нашла, но мне кажется, что это может быть связано с установлением
контактов между игроками. Попробуйте нарисовать, как сидят во время игры шесть
человек или семь человек. Шестеро образуют правильный многоугольник, то есть
фигуру, тяготеющую к кругу. Даже нарисовать правильный семиугольник (или
пятиугольник) гораздо сложнее, а значит, и построить контакты во время игры
тоже будет сложнее, один будет, наверняка, исключаться.
Исследования показывают,
что увеличение размера группы не ведет к увеличению ее результативности. В
реальности чаще всего сталкиваются не с приростом индивидуальной эффективности
в группе, а с ее потерей. Иными словами, наблюдается появление так называемого
«группового лодыря»: каждый думает, что кто-то другой может решить эту задачу
и без его участия.
Попробуем еще раз
разобраться в том, что же лежит в основе этого явления. Возможно, он связан с
неуверенностью члена группы, что остальные полностью выкладываются. Если
человек считает, что остальные члены группы— лодыри и «не дорабатывают», то он
может вполне обоснованно умерить свое рвение, восстановив таким образом
нарушенную, по его мнению, справедливость.
Другим объяснением может
быть размытость ответственности. Так как результаты групповой деятельности не
могут быть приписаны отдельному члену группы, взаимосвязь между индивидуальным
результатом и результатом группы не очевидна. В таких ситуациях у индивида
появляется искушение «проехаться» за чужой счет.
Таким образом, для
организации эффективной групповой работы, а также поддержания морального
климата в группе должны быть обеспечены средства оценки усилий каждого члена
группы. Если этого не сделать, продуктивности группы и удовлетворенности трудом
может быть нанесен большой ущерб.
Неоднородность группы.
Выполнение большинства групповых задач требует
разнообразных знаний и навыков. Очевидно, что неоднородные группы, которые
состоят из непохожих людей, обладающих различными способностями, навыками и
знаниями, наиболее полно удовлетворяют этому требованию. Исследования также
подтверждают этот вывод. Если группа неоднородна с точки зрения личностных
особенностей членов, знаний, способностей и навыков, то с большей вероятностью
можно прогнозировать, что она выполнит любую задачу. И хотя такая группа, как
правило, более конфликтна, практика свидетельствует, что она способна
действовать более эффективно, чем однородная группа.
Люди, которые
одновременно пришли в группу, с большей вероятностью ассоциируются друг с
другом, имеют схожие взгляды на перспективы группы или организации и,
соответственно, большие шансы оставаться в группе в течение длительного
времени.
Как и любое развитие, становление
группы — динамический процесс. Большинство групп находятся в непрерывном
процессе изменения. Однако, как показывают исследования, группы проходят в
своем развитии ряд последовательных ступеней, которые можно рассматривать сами
по себе, как закономерности, присущие исключительно этой форме объединения
работников. Эти четыре стадии могут быть условно названы как формирование,
брожение, нормирование и деятельность (рис. 2).
Стадия I — формирование группы или формальное объединение людей. Еще
недавно незнакомые или малознакомые друг с другом люди в силу различных
обстоятельств (по необходимости или в соответствии с чьим-либо решением)
объединяются или оказываются объединенными в формальную группу. Они вначале
ведут себя осторожно, внимательно следят за каждым шагом новых партнеров.
Стадия характеризуется высокой степенью неопределенности в целях группы, ее
структуре и лидерстве. Члены группы бросают «пробные камни», пытаясь
определить свои роли, и выбрать, какой тип поведения наиболее соответствует
ситуации. Сама групповая деятельность находится на окраине внимания. Если
какую-то работу нужно сделать, ее делают в первую очередь на основе
индивидуального исполнения. Эта стадия завершается в тот момент, когда люди
начинают воспринимать себя членами группы.
Стадия II – стадия брожения — одна из форм внутригруппового конфликта.
Индивиды соглашаются с существованием группы, но сопротивляются контролю,
который она накладывает на своих членов. Происходит выяснение и распределение
форм деятельности. Решения принимаются, как правило, на основе мнения
большинства, заглушается голос меньшинства. Кроме того, возникает конфликт,
связанный с лидерством. По завершении этой стадии в группе формируется сравнительно
четкая система лидерства и подчинения.
Стадия III —это стадия нормирования, т. е. формирования в группе
близких взаимосвязей и общего подхода к нормам и ценностям. На этой стадии
можно говорить об упрочении группы. Здесь группа выступает именно как группа.
Ее члены уже имеют четкое представление друг о друге, о способах работы коллег
и их личностных особенностях. Роли и задачи каждого обретают достаточную
определенность: все знают свои роли и осознают ответственность за ее
исполнение. Теперь существует сильное чувство принадлежности к группе и «чувство
локтя». Стадия нормирования завершается с образованием четкой структуры и общим
набором ожиданий о том, что' есть правильное поведение. Несогласные с новыми
ролями вынуждены, по крайней мере, смириться и временно следовать групповым
нормам и требованиям. В некоторых случаях недовольные прибегают к различного
рода защитным механизмам:
1. Замыкание в себе, плохо скрываемое безразличие к
целям группы, отсутствие вовлеченности, углубленность в другие заботы.
2. Самореклама, неблагоприятные прогнозы в отношении
дальнейшей судьбы группы («да я-то найду, чем заняться, мне всегда удастся
найти место, а вот эта группа (команда) все равно долго не протянет)
3. Жесткий формализм, подчеркнутая вежливость, строгое
следование нормам.
4. Подобострастие, жесты панибратства, капризы,
инфантилизм (детское поведение).
5. Превращение дела в шутку.
6. Излишняя словоохотливость, вызовы на разговор,
рассказы о собственных переживаниях и т. д..
Однако в целом внутренняя атмосфера в
группе на этом этапе значительно улучшается, напряженность первых этапов
спадает и на передний план выступает цель совместной деятельности.
Последняя, стадия IV— стадия деятельности. На этой стадии
завершается становление группы. Структура принята всеми членами и максимально
способна выполнять задачиа. Люди активны, нацелены на
достижение цели, стремятся к саморазвитию и согласны работать на благо всех.
Задания выполняются с общей ответственностью. Энергия перемещается от общения
к деятельности. Лучшим моментом этой стадии может стать достижение состояния
групповой гармонии, при которой члены группы стремятся к выравниванию различий
в активности и признают ценность каждого члена. Атмосфера приобретает теплый,
дружеский характер, люди чувствуют себя в полной безопасности и гордятся тем,
что являются частью группы. Происходит еще более глубокая интеграция: не только
ценности группы, но и ценности самой деятельности все больше разделяются
отдельными индивидами. Сама совместная работа приобретает столь большое
значение, что превращается во внутреннее основание существования группы.
Пожалуй, только на этом этапе развития можно говорить о превращении группы в
команду, которая не только эффективно действует, но позволяет каждому
удовлетворять широкий спектр своих потребностей, включая потребности в
самоуважении и проявлении себя.
В реальной жизни выделить
эти стадии в чистом виде удается лишь в редких случаях. Как правило,
наблюдается параллельное и даже разнонаправленное протекание сразу нескольких
процессов. Поэтому эти стадии правильнее рассматривать как общую схему,
которая помогает лучше понять проблемы, которые в ней возникают.
Роман Морозовский предлагает такую
шкалу жизни групп:
Начало. Группы еще нет, ее будущие члены еще
не знакомы между собой. Можно сказать, что группа пока состоит из одного
человека - лидера.
Организация. Лидер предпринимает шаги по созданию
группы: например, публикует рекламу. В результате этого его авторитет у будущих
членов группы возрастает настолько, что они приходят в центр объединения группы
и знакомятся с лидером и со своими будущими друзьями.
Становление. В процессе деятельности группа
приобретает знания, навыки и способность к взаимодействию. Это самый длительный
и плодотворный этап деятельности группы. Авторитет лидера постоянно растет, и,
даже если в группе демократия обычно принимаются те решения, которые предлагает
лидер.
Сотрудничество. Лидер исчерпал свои возможности в
обучении членов группы, а группа достигла максимального для нее уровня
сплоченности. Этап сотрудничества начинается, когда группа впервые принимает
решение, не совпадающее с тем, что предложил лидер. В дальнейшем такие случаи
становятся обычными и никого не удивляют.
Бунт. Новые лидеры, выросшие в группе,
свергают старого лидера или группа раскалывается на несколько групп по числу
новых лидеров. Этот этап очень легко заметить: он характеризуется
межличностными и межгрупповыми конфликтами. Авторитет лидера становится
отрицательным. Вся энергия членов группы уходит на конфликт, поэтому
деятельность группы на какое-то время прекращается.
Регенерация. Строго говоря, той группы, рассказ
про которую мы начали, уже нет. В центре объединения под старым названием
существует уже другая группа, ибо в результате конфликтов из старой группы ушли
самые активные люди. Если первоначальный лидер остался в центре объединения, то
верные ему люди постепенно сплачиваются вокруг него. Если лидера при бунте
изгнали, то оставшиеся члены группы сплачиваются вокруг нового лидера. В любом
случае эффективность деятельности группы повышается, но никогда уже не
достигнет того уровня, что был на этапе сотрудничества.
Увядание. Группа может существовать очень
долго, но эффективность ее деятельности намного, иногда в десятки раз меньше,
чем у формальной группы, выполняющей ту же задачу.
Для того, чтобы правильно построить
деятельность команды, нужно определиться с самым главным: какова наша цель?
Обычно в ответе на этот вопрос выделяются два основных направления: процесс
(интересно играть, общаться, достойно играть
и т.п.) и результат (победа или, например, победа любой ценой). Это
крайние точки, между которыми лежит все многообразие целей игроков и команд.
Кстати, никто не говорил, что их нельзя совместить, но, как все великое, в
полном объеме это бывает очень редко.
За все хорошее надо
платить. За счастье победы приходится терпеть сложных и неудобных в общении
партнеров по команде, режим, да мало ли еще что... Зато впереди нам светит
чемпионское звание.
С другой стороны: нам так
хорошо вместе, спокойно, весело, интересно. Все ребята в команде приятны и
удобны в общении, но совсем слабенькие
игроки… Платить приходится нестабильной игрой, серединой турнирной таблицы...
При формировании команды
лучше сразу договориться о главной цели. Это не исключает и других целей, но
отсутствие договора о главной, в конечном счете, ломает команду.
«ТРАМВАЙ ИЛИ САМОЛЕТ»
Два этих слова обозначают два
различных подхода к составу, т.е. переменен он или постоянен. (Хотелось бы
отметить, что под «трамваем» подразумевается команда, в составе которой 7-9
игроков, и от турнира к турниру состав играющей шестерки у которой меняется.
Если же команда от турнира к турниру выгоняет одних игроков и набирает новых,
то речь уже идет не о «трамвае», а о «поезде», поскольку эти игроки в этой команде
вряд ли встретятся когда-нибудь еще.) Либо игроки, как в трамвае, входят в
команду и выходят из нее (на разных остановках), либо как в самолете: взлетели
- и одним составом до конца. Человек в ситуации «самолета» чувствует себя
уверенно, играет раскованно, «подводных течений» в команде заметно меньше.
С другой стороны есть резон и у
«трамвая»: нет расслабленности у игроков, подпирают запасные, полный состав на
всех турнирах (но разборки - кому сегодня играть...).
Прежде, чем перейти к
следующей части разговора попробуем вернуться к истокам и определить, чем мы
все-таки занимаемся, и какие особенности имеет эта деятельность.
Существует три основных
вида деятельности человека: работа, учеба и игра. Отдых в понимании «лежать на
диване, смотреть в потолок» не относится к какому-либо виду деятельности – это
отсутствие активности. Более активный отдых – это также либо работа (поедем
отдыхать на дачу – поработать на огороде), либо учеба (в отпуске выучу еще один
иностранный язык), либо игра. Главным отличием игры от двух первых видов
деятельности является проявление интереса к самому процессу, а не к результату.
В работе мы производим товары, услуги и т.п., то есть, получаем какой-то
конечный продукт и забираем его себе (картошка с собственного огорода) или
продаем (и получаем зарплату). В учебе мы получаем знания, умения и навыки (в
крайнем случае, аттестат оценками, но это менее полезно в жизни), которые в
дальнейшем позволят нам стать специалистом, услуги которого будут цениться. В
игре нет такого конечного продукта. Какова конечная цель девочек, прыгающих «в
резиночки»? В чем смысл «догонялок?» Развить ловкость, умение быстро бегать
более успешно можно другими способами.
Возьмем прятки? Зачем прятаться, ведь и так все рядом, нужен тебе человек –
возьми и потрогай. Так и в нашей игре: мало того, что ответ, который мы дружно
ищем уже есть в природе – он обычно лежит совсем рядом, зачастую в
полутора-двух метрах. С другой стороны – представьте, что мы собирались бы в
зале, и ведущий зачитывал 24 вопроса с ответами. Было бы вам интересно?
Но игра при всей ее
непродуктивности дело очень серьезное. Например, в сюжетно-ролевых детских
играх (семья, магазин, доктор), ребенок усваивает модели отношений между людьми
в разных ситуациях, многому мы учимся, играя. Интеллектуальные игры – это в
первую очередь разнообразнейшие навыки работы с информацией и навыки групповой
работы, что в современном мире очень важно.
Таким образом, общая
схема любой интеллектуальной игры такова: восполнение искусственно созданного
недостатка информации методами групповой работы в ситуации ограниченного
времени.
А теперь переходим к
вопросу, кто нам для этого нужен?
ДИСПЕТЧЕР. Дирижер,
руководитель обсуждения, принимает на себя ответственность за выбор версии и
право ответа. Чаще всего он и капитан, хотя и не всегда. Спокоен, уравновешен,
несуетлив, способен держать команду. Его функции – держать в руках всю
информацию: из вопроса, полученную в виде версий от других игроков, информацию
о смысле и форме вопроса.
Умения работы с информацией
и четко объяснять, что ты имеешь в виду тренируются, например, с помощью
упражнения по работе с абстрактными сложными фигурами (см. приложение 1).
ТОМ ПРЯМОГО ДОСТУПА.
Эрудит, человек набитый знаниями. Это главное его достоинство и главный же недостаток.
Хороший ТПД умеет вытаскивать ответ уже на середине вопроса. Многие думают, что
6 ТПД и есть команда. Бывает, что команда состоит из мощного ТПД и
обслуживающего персонала, но такие команды редко достигают верха турнирной
таблицы.
ЛОГИК. Отвечает за то,
чтобы из вороха версий вычленить и оставить в обсуждении наиболее вероятные. В
его ведении попытки понять логику вопросника, отсеять шелуху и затемнения
вопроса. Хороший логик - случай
нередкий, но к сожалению, у разных людей логика бывает очень разной, поэтому
только хороший логик умеет в нескольких словах обрисовать ситуацию так, чтоб
все поняли. В противном случае даже правильные логические построения займут
много времени, а значит, в нашем конкретном случае будут нам совершенно не
нужны.
Что же делать, если на
пути логических размышлений, нам не хватает конкретного факта, и это незнание
осложняет дорогу к верному ответу. В этом случае можно гадать, но есть другой,
более верный способ, хотя для большинства и не такой надежный, как конкретное знание
– интуиция. Ей обладает интуит.
ИНТУИТ. Главная примета
интуита - он никогда (или почти никогда) не говорит «я знаю», чаще всего он
говорит «мне кажется». Вообще, многое в интуиции неизвестно, точно известно
только одно: хороший интуит умеет вытащить правильный ответ просто из воздуха.
Недостатки - ранимость, малая стойкость, обидчивость. Хороший интуит – встречается крайне редко. Я
думаю это связно с тем, что мы часто сами губим в себе ассоциативное мышление,
осуществляя отбор того. Что мы хотим сказать еще на внутреннем уровне. Если
этому мешают свои собственные причины, нужно с ними бороться – снимать
комплексы, преодолевать условности. Этому хорошо помогают различные упражнения
на ассоциативное мышление («Банальности», «Ассоциации», «Цепочки ассоциаций»).
Препятствовать свободному выражению мысли может и отсутствие в команде
атмосферы доверия, когда люди не высказывают версию, страшась быть осмеянными
или выглядеть глупо.
ТРЕЗВАЯ ГОЛОВА.
Возвращает ситуацию «к нашим баранам», останавливает раскачку команды,
устраняет трения и гасит эмоции. Хорошая «трезвая голова» делает это легко,
быстро и незаметно.
Иногда отдельно говорят о
ЭМОЦИОНАЛЬНОМ СТБИЛИЗАТОРЕ – человеке, который гасит лишние эмоции и конфликты
в команде. Хорошо. Если такой человек есть, еще лучше, если в нем нет крайней
необходимости.
Никто не говорит, что
каждую функцию должен выполнять один человек. Все мы можем быть универсальны.
Без базового запаса эрудиции, хорошей логики, некоторой интуиции и трезвости
головы – хороших игроков не бывает.
На взгляд Р.
Морозовского, классная команда оптимального состава: диспетчер, 2 ТПД, интуит,
логик и трезвая голова.
СНИМАЕМ ВИДЕОКЛИП
Согласно этому принципу
организация ответа на вопрос похожа на
съемку видеоклипа. Есть режиссер, сценарист, оператор, осветитель и т.д.
и, наконец, актеры. За одну минуту (а в «брэйне» и раньше) эта слаженная группа
должна снять видеоклип на тему:
«Правильный ответ на заданный вопрос». Для этого каждый должен делать
свою работу, причем, желательно, делать ее хорошо. Конечно, каждый хочет выглядеть красиво, быть
на виду у всех, но каждый игрок должен сделать для себя выбор: он хочет быть
звездой в команде, или играть в команде-звезде.
Выбор, который каждый игрок должен
сделать для себя, должен быть осознанным. Ведь придется личное самолюбие
спрятать в задний карман
ПОБЕДИТЕЛИ
Разработка данного
принципа для команд принадлежит Ирине Морозовской и основана на концепциях
Эрика Берна. Кратко сущность: существуют 3 типа людей: победитель, непобедитель
и неудачник. Победитель доверчив, великодушен, соблюдает договоры, непобедитель
делает это не всегда, а неудачник этого не делает.
Хочешь быть победителем -
будь им! Победитель действует так неосознанно, но если любой другой будет вести
себя как победитель, результаты будут такими же. Небрежение же данным принципом
всегда наказывается.
Психология
команды, как группы – сфера относительно малоизученная. Надеюсь, первый год
работы нашего лагеря будет все-таки полезен для вас, а наша совместная работа
поможет усовершенствовать этот курс и обогатить его собственной практикой.
В
основу данного варианта курса положены работы М. Кордонского, В. Ланцберга, а
также работы и советы Романа и Ирины Морозовских.
Приложение 2.
Модели взаимосвязей в команде.
Какие вы считаете наиболее
эффективными в плане передачи информации, личного общения.
Какая передает отношения в вашей
команде?
Пусть каждый из вас схематично
нарисует, какой он видит структуру отношений в своей команде. Возможно, анализ
таких рисунков поможет улучшить эти отношения.
Модели
лидерства:
К
– лидер группы
А)
Б) В)
Г) Д)
Составитель: Ю. А. Шевченко. Пермь
2003